Год Дракона
23 февраля 2024
В статье про бриллианты рассказывалось об одной успешной маркетинговой стратегии, многократно расширившей круг собирателей этих драгоценных камней. Но вот, что любопытно, в старину огранённые алмазы были составляющей частью и украшением любой сокровищницы.
А для их охраны обладатели применяли различные способы, стараясь нагнать страху на возможных похитителей.
В зависимости от размеров накопленное богатство помещалось в шкатулки, ларцы и кованные сундуки с хитроумными запорами, которые, в свою очередь, прятались в потайные комнаты и подземелья замков, где сооружались капканы и смертельные ловушки.
И, конечно, сочинялись легенды о поджидающих непрошенных гостей ядовитых змеях и свирепых драконах.
Истории об этих, - древнейших мифологических существах, передавались из поколения в поколение во многих цивилизациях и на разных континентах.
В Древнем Египте дракон выступал в виде разъярённой змеи, стремящейся уничтожить всех богов. Как образ хаоса дракон кочевал по всему западному миру вплоть до новозаветных времён, когда в ход пошла идея змееборчества, знакомая всем нам по православной символике победы Георгия Победоносца над язычеством в виде дракона и многовариантным народным сказкам.
Дракон присутствует в шумеро-аккадском эпосе о Гильгамеше, у греков (Дракон и змей назывался одним древнегреческим словом – Δρακων, от Δραγμη– хватание, горсть), у персов и индусов, у кельтов и скандинавов, в Африке и Америке, везде воплощая в себе символ зла.
Только на Востоке дракон олицетворяет счастье, бессмертие, защиту, плодородие и жизненную активность, то есть силы добра.
Являясь одной из наиболее сложных и неразгаданных фигур мирового фольклора и религий, сказочный змей, в то же время, обладает целым рядом характерных черт.
Змей прежде всего и всегда – существо многоголовое, причём количество голов обычно кратно трём – 3, 6, 9, 12, хотя встречаются иногда и 5, и 7.
Во-вторых, змей летает по воздуху, однако, крылья его почти никогда в связи с полётом не упоминаются.
В-третьих, змей – существо огневое, носящее огонь в себе и его извергающее.
В-четвёртых, змей живёт в воде, образует облака своим дыханием и приносит дожди. Правда, имеет змей и другое название – он Змей-Горыныч, стало быть живёт в горах. Но это скорее от того, что человеку было неведомо место базирования левитирующего чудовища, от того и помещал он жилище змея в недоступные для себя среды – море и горы.
А с учётом того, что основной функцией дракона было похищение и поглощение женщин или путешествующих за пределами своего мира героев, исследователи происхождения этого мифического существа проследили его до первобытного обряда инициации, то есть превращения юношей в мужчин.
Во время этого ритуала посвящаемый должен был побывать в чреве некого чудища и выйти оттуда, обладая новым знанием, к примеру, языка всех птиц и зверей, или найденным внутри прозрачным кристаллом горного хрусталя, кварца или… алмаза.
Однако, наш современник, рассматривая летающие лодки, бескрылые вертолёты, квадрокоптеры и конвертопланы, плюющиеся лазерным огнём из многочисленных башен-гиперболоидов, реактивные самолёты и ракеты, оставляющие облака инверсионных следов в небе, космические челноки, снимающие чужие спутники с орбиты, может сделать другие выводы.
Он скорее подумает о так называемом палеоконтакте, состоявшемся у выживших и одичавших после потопа наших предков с уцелевшими представителями предыдущей цивилизации или, не побоюсь этого, популярного нынче, слова – пришельцами.
Тем более, что некоторые легенды сохранили довольно любопытную подробность о невыносимом жаре и последующей потере волос у побывавших в недрах чудовища, а также радужном, обладающим оздоровительным эффектом, следе, остающимся на воде после этого змея.
Чем не влияние радиоактивного излучения от атомной двигательной установки, лечебное в малых дозах и губительное при больших.
А обряды, сопровождающие возмужание, появились на основе воспоминаний об этом будущем чуть позже, когда от рассказов очевидцев остались наиболее яркие и дополнительно приукрашенные каждым последующим сказителем детали.
И легенды о драконах продолжили жить по законам народного поэтического творчества, описанным в статье «Ритм ваших сердец на почтовых марках», подстраиваемые для улучшения восприятия конкретных слушателей той или иной страны и эпохи.
Так, изначально положительный образ небесного змея, присущий языческим верованиям, сначала сменился на воровку-змею, укравшую у Гильгамеша растение бессмертия, а с приходом в западный мир авраамических религий превратился в коварного змея-искусителя.
Потеря волос, бывшая поначалу частью языческого обряда инициации, превратилась в так называемый постриг людей, посвящающих свою жизнь служению Богу.
А дракон, пришедший в кельтскую мифологию от священного крокодила (messeh) древних египтян, покрывавших своих фараонов крокодильим жиром для приобретения ими его силы, превратился в королевскую эмблему и, весьма вероятно, стал источником религиозного термина Мессия (Messiah) – помазанный.
Кстати, missa – месса, - основная литургическая служба во многих формах западного христианства, переводящаяся с латыни как совместная трапеза или обедня, этимологически связана с жертвоприношением, берущим своё начало в древних верованиях о сверхъестественной общности и родстве человека с каким-либо живым существом – тотемом племени, но об этом как-нибудь в другой раз.
Всё в нашем мире переплетено так, что порой очень сложно определиться даже с выбором тематики своей коллекции марок. Начинаешь с изображений Драгоценностей, добываемых с помощью землечерпалки - Драги, переходишь к Драконам, от них к сказочным змеям, а завершаешь космической фантастикой.
И на каждом этапе можешь дополнительно углубиться не только в цветовые оттенки или наличие-отсутствие зубцов и надпечаток.
К примеру, первобытные туземцы не умели считать больше трёх, это было максимально представляемое ими число, но, с развитием математики, количество сказочных голов у змея увеличивалось в разы так же, как и пальцев на лапах: у японского дракона их по три, у корейского – четыре, а у китайского все пять.
С Годом Хранителя наших сокровищ! С Годом Дракона!
Ас Дорофеев, коллекционер