Бриллианты вечны
1 февраля 2024
Как уже писал в предыдущей статье, коллекционер ставит перед собой цель, достичь которую он, скорее всего, не сможет даже на закате лет. А посему, стремится оставить потомкам нечто, длящее интерес к нему отсюда и в вечность, создавая своего двойника, как это делали ещё в Древнем Египте.
Наиболее привлекательными с этой точки зрения являются природные кристаллы, сочетающие в себе неповторимую красоту, причудливость формы, небольшую величину и, как правило, связанную с каждым из них легенду или романтическую историю.
Конечно, собрать коллекцию уникальных минералов не могут себе позволить даже неутомимые геологи, члены императорских домов или современные нувориши. Под силу это только государствам, но они не коллекционируют, а фондируют, то есть их интересует не оригинальность, а ценность того или иного предмета и, чем выше его, добавленная умелыми творцами, стоимость, тем больше он подходит для откладывания «на чёрный день», а посему собирают они, в основном, ювелирные изделия.
К счастью, развитие печатного дела и службы доставки корреспонденции предоставили нам возможность собирать изображения драгоценных камней на знаках почтовой оплаты.
При этом следует отметить, что природные драгоценные камни по своему составу подразделяются на 9 классов, в том числе «самородные элементы», и больше всего внимания при утверждении эскизов марок художественные советы уделяют единственному представителю этого класса – алмазу (Αδαμας, Αδαμαντος – Адамас, Адамантос, так древнегреческие поэты называли неизвестный род самого твердого металла, в смысле – неукротимый, несмягчаемый, несокрушимый, позднее перенеся это имя на чистый углерод с особой кристаллической структурой в форме октаэдра, реже куба, ромбодекаэдра и гексаоктаэдра).
За ни с чем не сравнимую твёрдость и уникальные оптические эффекты, огранённый алмаз – бриллиант особенно привлекает тех, кто ценит стойкость и блеск, а с подачи Голливуда все знают, что «лучшие друзья девушек – это бриллианты» и что «бриллианты навсегда».
Но мало кто знаком с историей возникновения этих, ставших уже прописными, истин. А между тем, в основании неугасающего в течение столетия интереса к этим ювелирным изделиям лежали всего два краеугольных камня:
Первым стала идея полностью контролируемого сбыта, реализованная главой Южноафриканской компании «Де Бирс Консолидейтед Майнз Лтд.» (De Beers Consolidated Mines Ltd) Эрнестом Оппенгеймером в виде созданной им в 1929 году «Центральной Сбытовой Организации» (Central Selling Organisation – CSO, сегодня переименованной в Diamond Trading Company - DTC), полвека пропускавшей через свою лондонскую штаб-квартиру на Чартерхауз стрит 17 (17 Charterhouse street, London) три четверти всех крупных алмазов в мире прежде, чем они оказывались на столах у огранщиков.
Кстати, слово сайт (site), которое для нашего современника прочно ассоциируется с Интернет-страницами, да и в англоязычной среде сегодня лишь изредка употребляется для обозначения местоположения, в Древнем Риме имело значение некой ёмкости: бадьи, ведра, урны или ящика, в который опускали жеребья (голоса) при выборах.
Именно в этом смысле оно используется в DTC, когда каждому из пары сотен привилегированных покупателей, собирающихся десять раз в год на так называемые смотрины, предлагается лежащий в коробочке набор камней – алмазный сайт.
Да и название улицы, на которой происходит данное действо, совсем не случайно. Чартером (CHARTA – письмо и прочее, что на бумаге написано, лат.) ещё со времён Цицерона, когда начертанное на листе и читаемое кем-то слово имело все признаки волшебства, стали именовать разрешение, мандат, лицензию на право осуществления какой-либо деятельности. Этот чартер (хартия) от английского правительства и дал(а) в конце XIX столетия некоему Сесилю Родсу право на основание Южноафриканской алмазодобывающей компании или «De Beers…», а затем и целой страны, названной его именем.
Так что не стоит удивляться, что все девять крупнейших частей самого большого когда-либо найденного в мире алмаза Cullinan из Южной Африки с 1907 года входят в сокровищницу Британской Короны.
Но вернёмся ко второй причине, по которой 55% англичан, испанцев, русских и аж 69% итальянцев предполагают купить в подарок своей спутнице изделия с бриллиантами, а не другие украшения. Ей стала многолетняя рекламная компания, развёрнутая после Второй Мировой Войны следующим руководителем «De Beers…» - Генри Оппенгеймером, немаловажную роль в которой сыграли ветераны британской военной разведки, ведущие сотрудники CSO – сэр Филип Оппенгеймер, Тедди Доу и Монти Чарльз, когда привлекли к сотрудничеству талантливого писателя и своего бывшего собрата по оружию – Яна Флеминга, создавшего сначала книжного, а затем киногероя – Джеймса Бонда.
Так что, когда будете смотреть новый голливудский рассказ об отце атомной бомбы, комплексующем по поводу невинно убиенных его творением, подумайте, это просто бизнес или очередная операция прикрытия какого-то разведсообщества.
Ведь, как вспоминал курировавший в CSO советско-российское направление князь Никита Дмитриевич Лобанов-Ростовский, все попытки экономической разведки против «De Beers …» были безуспешными по той причине, что там работали сотрудники MI5 (внутренняя контрразведка и служба безопасности Соединенного Королевства).
А по странному совпадению через год после выхода романа «Бриллианты навсегда» Ян Флеминг опубликовал научно-популярную книгу «Контрабандисты алмазов» (The Diamond Smugglers), основанную на серии интервью с Джоном Коллардом, членом Международной организации по безопасности алмазов (IDSO) и бывшего офицера MI5, на службе занимавшегося поимкой атомного шпиона Клауса Фукса.
Ну и в завершение рассказа хочу упомянуть, что князь Н.Д. Лобанов-Ростовский по своему начальному образованию геолог и, конечно, - страстный коллекционер произведений театрально-декорационного искусства русских художников первой половины XX века: Бакста, Бенуа, Ларионова, Добужинского, Гончаровой, Судейкина, Коровина и других.
Ас Дорофеев, коллекционер