Научно-политическое коллекционирование
18 января 2024
Обычно, сайты интернет-магазинов помещают на своих страницах описания продаваемых товаров. Даже новостные разделы рассказывают о каких-то выставках или рекламных акциях, стараясь не говорить со своими посетителями на отвлечённые темы. К счастью, наш сайт являет собой приятное исключение из данного правила, так как это скорее клуб по интересам. А клуб, как известно, - место для проведения досуга, в котором мы пытаемся «дотянуться до сущего, – первоэлемента бытия всякой вещи или явления», общаясь с себе подобными.
Итак, примерно за год до начала военных действий на Украине, читая новость о том, что кто-то из наших деятелей решил обозвать чехов недружелюбным народом, достал с книжной полки небольшой сборник очерков чешского писателя Карела Чапека «Как это делается» и раскрыл его на том самом месте, где в заметке «Как делается газета» Чапек дал следующую характеристику иностранным политическим обозревателям, отличая их от внутриполитических:
«Иностранные как-то возвышеннее и благороднее, но их принимают не совсем всерьёз. Они обычно не посвящены в высокие тайны и не располагают конфиденциальной информацией из высших сфер, зато отличаются тем, что создают себе идейную концепцию, под которую подгоняют потом все события на международной арене, занимая по отношению к ним положительную или отрицательную позицию.»
Написано это было почти сто лет назад, когда телевидение существовало только в проекте, а о всемирной информационной паутине тарантулы от политики могли только мечтать. Но уже в то время Чапек утверждал, что журналисты ответственны за духовный облик своих читателей и «по крайней мере за половину событий в общественной жизни».
Лет двенадцать назад одна барышня – телевизионная ведущая спросила у меня во время передачи о курортном лечении, что я думаю о сервисе в сегодняшних российских санаториях и можно ли его оценить в звездах.
Пришлось ответить ей, что «от разговора на данную тему я бы предпочёл уклониться. Но если настаиваете, то скажу так: триста пятьдесят лет назад в результате Тридцатилетней войны Чехия потеряла по грубой оценке 2/3 населения, но самое главное, что большинство оставшегося было превращено в слуг австрийских и немецких баронов.
По этой причине из выпускного класса пльзеньской средней школы только два подростка пойдут получать высшее образование и это будут дети наших эмигрантов. А чешские ребята мечтают стать слесарями или портье и с годами дорасти до бригадира сборщиков автомобилей TATRA или, к примеру, помощника управляющего карлсбадского отеля «Павлов».
Посему, когда вы приходите в кафе или ресторан где-нибудь на Вацлавской площади в Праге и вас начинает обслуживать официант, возникающий из ниоткуда по кивку вашей головы, понимающий вопрос, заданный на любом языке вплоть до языка жестов, вы осознаёте, что говорит с вами его генетическая память – отец, дед и ещё десять поколений метрдотелей.
Так что, если нужен «звёздный» (стандартизованный) сервис (service-услужение), то ехать надо не в российский санаторий, а в чешские Карловы Вары или Марианские Лазни.»
Чехия – страна, где у большинства коренного населения столетиями подавлялся рефлекс свободы, говоря словами известнейшего нашего физиолога Ивана Петровича Павлова, приезжавшего на Карлсбадские воды в 1927 году и даже участвовавшего в дискуссии врачей в местном институте курортологии, переделанном уже в наше время в отель «Павлов».
Но слуга, пока не признает в незнакомце хозяина, начинает относится к нему как к такому-же слуге, только ниже рангом, и ведёт себя при этом как заправский тиран. От того, наверное, не всем нашим соотечественникам в Чехии нравилось. Ибо в докладе Павлова о рефлексе свободы, сделанном в Петроградском биологическом обществе в мае 1917 года, говорилось и о существовании рефлекса рабской покорности, часто и многообразно проявляющемся на русской почве.
И раз уж мы вспомнили первого русского лауреата Нобелевской премии, ставшего прототипом профессора Преображенского в «Собачьем сердце» Булгакова, уместно будет привести несколько предложений из его сообщения о рефлексе цели на III съезде по экспериментальной педагогике в Петрограде 2 января 1916 года:
«… рефлекс цели – стремление к обладанию определённым раздражающим предметом… Из всех форм обнаружения рефлекса цели в человеческой деятельности самой чистой, типичной и потому особенно удобной для анализа и вместе самой распространённой является коллекционерская страсть – стремление собрать части или единицы большого целого или огромного собрания, обыкновенно остающиеся недостижимыми.
… коллекционерство является особенно частым в детском возрасте, в котором основные нервные деятельности проявляются, конечно, наиболее отчётливо, ещё не прикрытые индивидуальной работой и шаблонами жизни.
… всякий знает ту энергию, то безграничное подчас самопожертвование, с которым коллекционер стремится к своей цели. Коллекционер может сделаться посмешищем, преступником, может подавить свои основные потребности, всё ради его собираний. Рефлекс цели имеет огромное жизненное значение, он есть основная форма жизненной энергии каждого из нас. Жизнь только того красна и сильна, кто всю жизнь стремится к постоянно достигаемой, но никогда не достижимой цели, или с одинаковым пылом переходит от одной цели к другой… Ведь коллекционировать можно всё…»
Вот так. Теперь, когда к вам будут приставать окружающие с просьбой бросить перебирать марки или монеты и пойти послушать сладкоголосого политического обозревателя, вы сможете аргументированно, основываясь на литературной и научной базе, отказаться и ещё раз заглянуть на страничку нашего клуба. Ведь досуг ваш – занятие не только творческое, но и обусловленное самой Природой.
Ас Дорофеев, коллекционер