День защитника Отечества

24 февраля 2021

Отмечая с друзьями очередной праздник, мы делаем это в силу многолетней привычки, не задаваясь при этом вопросом: правильно ли мы соблюдаем ритуал и кому он был посвящён изначально? А если и озадачиваемся, то, как правило, удовлетворяемся многословным и довольно противоречивым текстом из Википедии о том, что отмечающийся 23 февраля в России «День защитника Отечества», - праздник, перешедший из советской эпохи и названный сначала в 1922 году – «День Красной армии», переименованный в 1946 году в «День Советской армии», а в 1949 году в «День Советской армии и Военно-морского флота».

Но в чём причина, по которой большевиками была выбрана именно эта дата, и не грешил ли против истины Климент Ефремович Ворошилов (партийный псевдоним – Володин), объявивший в 1933 году, что «… приурочивание празднества годовщины РККА к 23 февраля носит довольно случайный и трудно объяснимый характер…»?

Известно, что древние римляне в этот день отмечали Терминалии – чествовали Терминуса – бога межевых знаков, определявших земельные участки (TERMINUS – с латыни переводится как грань, предел, край, конец, межа, рубеж, граница). Это был последний день старого римского года, заканчивавшегося февралём – месяцем, названным так в честь очистительной жертвы перед началом новой пахоты.

И ещё в начале прошлого столетия в европейских регионах, говорящих на немецком языке, Терминус почитался как защитник порядка.

По свидетельству Афанасия Матвеевича Селищева, написавшего запрещённую в советские времена книгу «Язык революционной эпохи», наиболее образованная часть революционных деятелей проживала до событий 1917 года за границей, пользуясь для общения с местными западными единомышленниками преимущественно немецким языком.

С ними и попал к нам праздник древнего человека, отнявшего у дикой Природы кусочек земли для пашни (Terra – Земля, Minus – меньше, мелко, дробно) и защищающего свою Отчину от посторонних посягательств.

В православном календаре этот день отмечен как Прохор Весновей, с него начинает согреваться земля и происходит поворот к весне.

А не вполне достоверное легендирование старого праздника идеологами марксизма связано с проходившей в ту пору коллективизацией сельского хозяйства и индустриализацией. В эти процессы сложно было вписать праздник крестьянина - частного землевладельца, получившего свой земельный надел от отца и не желающего ни делить его с кем-то другим, ни оставлять, превращаясь в городского пролетария.

Надо сказать, что любая новая идеология-религия не отменяет устоявшихся народных обычаев и празднеств, связанных со способами добычи пропитания и ведения хозяйства большинством населения, а приспосабливает под свои цели, камуфлируя их более или менее удачно.

Например, праздник в честь главного вавилонского бога Мардука – Загмук, справлявшийся весной в день нового года, послужил образцом иудейского праздника пурим. Вавилоняне верили, что в день нового года Мардук устраивает собрание всех богов, по-вавилонски пуру, и определяет на этом собрании судьбу людей на предстоящий год посредством бросания жребия.

Укоренившаяся у иудеев в эпоху изгнания вавилонская новогодняя церемония была узаконена иудейским жречеством позднее в другой легенде, и уже две с половиной тысячи лет празднуется как день победы иудеев над своими врагами в царствование персидского царя Ахашвероша (Ксеркса), о чём повествуется в книге Эстер (Есфирь), входящей в библейский Ветхий Завет.

Так что, когда будете приобретать на аукционе для своей коллекции редкую сегодня серию марок, выпущенную в 1938 году к 20-летию Рабоче-крестьянской Красной армии, где на одной из марок изображён приезд товарища Сталина в 1-ю конную армию, помните, что мифы, сочиняемые для закрепления в массовом сознании определённых идей, не умаляют подвигов, совершённых людьми для защиты своего рода, племени и народа, а название дня воинской славы России «День защитника Отечества» с 29 апреля 2006 года полностью соответствует своей изначальной сути.  

Ас Дорофеев