Человек и его двойники
26 октября 2020
Сегодня практически каждый из нас делает свои собственные фотографии, так называемые сэлфи (от английского – self – сам, себя), останавливаясь в тот момент, когда лицо на снимке перестаёт ему нравиться, выдавая признаки возрастных изменений или неумеренности в желаниях.
Живописцы Суриков, Брюллов, Репин, Кустодиев, Крамской – ряд автопортретов, размещённых на почтовых марках, можно продолжать и продолжать. Каждый из них написал себя в расцвете молодости и сил, и портреты получились похожими.
Сцепка из 2 марок и купона «200 лет со дня рождения К.П. Брюллова (1799-1852)» РФ 1999
Серия из 5 марок «125 лет со дня рождения художника И.Е.Репина (1844-1930 гг)» СССР 1969
Почтовый блок «Живописцы. 100 лет со дня рождения Б.М.Кустодиева (1878-1927 гг.)» СССР 1978
Серия из 3 марок «Художники и скульпторы нашей Родины» СССР 1962
В чём причина человеческого стремления схватить и опечатать свой идеальный образ?
Помимо вполне очевидного ответа, что основной функцией всех этих изображений является напоминание, то есть извлечение из глубин нашей памяти ярких картин тех событий, участником которых мы были в прошлом, существует и мистический аспект, для понимания которого надо мысленно побывать в Древнем Египте и познакомиться с комплексом идей, связанных с категорией Ка – Двойника человека.
Египтяне полагали, что вместе с человеком рождается его двойник (в современном нам мире ближе всего к этому понятие астрального тела). В процессе жизни человек растёт, юноши мужают, а девушки обретают женственность, и одновременно с ними меняют свой облик и их двойники. В определённый момент человек обретает ему одному свойственную индивидуальность, так называемые характерные черты личности, те, что уже могут быть зафиксированы в его изображении, при мимолётном взгляде на которое мы узнаём именно этого человека. Обратите внимание на начало – индивид (неделимый) и окончание выделенного мною слова – дуальность (двойственность), то есть человек обретает неделимую двойственность.
Нанесённые кистью живописца на холст или высеченные долотом скульптора из камня эти очертания являют всем нам Двойника человека. Помните недавно опубликованную на сайте статью о символике рук? Так вот, иероглиф, которым египтяне обозначали своего двойника, - это знак двух одинаковых рук. Мы бы с вами сказали, что они похожи как две капли воды.До создания изображения двойник виден лишь очень немногим. Обычно этих людей называют живописцами, не особенно вдумываясь, что именно они описывают контуры жизни, обводя невидимых двойников, наделяя их формой и закрепляя в нашем мире. В качестве изображения двойник может безболезненно пережить смерть своего оригинала и в неизменном виде продолжать своё существование дальше. С точки зрения древнего египтянина, двойники всех людей, чьи памятники мы видим в музеях или изучаем по репродукциям, живы до сих пор.Но, как уже отмечалось, способность видеть и выявлять человеческую натуру доступна немногим. Как же быть простым людям? Как попасть в вечность тем, кто не смог написать свой автопортрет или воспользоваться услугами знакомого живописца? Помощь в этом египтянам оказывал ещё один двойник человека – его имя.
Повторение перед условным (типовым, схематичным) изображением человека его имени в составе жертвенной формулы во время ежедневных служб жрецами или даже случайными посетителями некрополя, к которым обращались с просьбой об этом в специальных надписях, также обеспечивало бессмертие поминаемому.
Есть и у меня свой рецепт похода в бесконечность:
Пишу, на днях полста пробило,
Друзей уж со спины не узнаю.
Портретом Дориана Грея смело
Хочу пополнить я коллекцию свою.
Но нужен мне помощник в этом деле –
Волшебник, чернокнижник, чародей.
Коль не найду, пойду опять в цирюльню,
Пусть хоть виски поправит брадобрей.
Ну а филателистам, желающим увековечить свой портрет на почтовых марках или купонах, не нужно приобретать на аукционе волшебную кисть, ибо современная индустрия предлагает персонифицированные марки, к примеру – австрийские:
автор Ас Дорофеев, коллекционер