Теория совпадений с примерами из коллекций почтовых марок

3 августа 2020

Современный потребитель информации всё чаще пренебрегает чтением бумажной литературы, довольствуясь сведениями из всемирной компьютерной сети. Разумеется, это удобно, но пока в интернете размещён не весь объём знаний, накопленный человечеством. Особенно это касается старых книг, интерес к чтению которых как-то привлёк моё внимание совпадением ряда эпизодов, предварявших кардинальные изменения системы государственного устройства России.

Четырёхтомный учебник русской истории, изданный Николаем Устряловым в 1837-1838гг., свидетельствовал, что перед началом великой смуты 1604-1612гг. царствующим Борисом Годуновым была запрещена вольная продажа вина, а пьянство преследовалось как уголовное преступление.

Концу эпохи правления династии Романовых также предшествовал «сухой закон», введённый Николаем II по совету министра финансов Петра Львовича Барка 16 сентября 1914 года, продлённый Лениным аж до 1921 года.

Ну а последняя антиалкогольная кампания, начатая генеральным секретарём ЦК КПСС Горбачевым в мае 1985 года с подачи главного идеолога партии Егора Кузьмича Лигачева, ещё свежа в памяти старших поколений и даже нашла своё отражение в филателии:

Серия из 2 марок «Трезвость-норма жизни» СССР 1985, Michel: 5566-5567, Загорский №: 5617-5618, Соловьев №: 5686-5687 – можно приобрести на filinfo.ru

 

Конечно, ограничение продажи спиртного накануне грядущих государственных поворотов не было простой случайностью.

Дело в том, что иммунная система реагирует на любой яд тем, что загрубляет все органы чувств. Делает это наш организм для того, чтобы сохранить рецепторы в целости и сохранности. Точно также мы одеваем сильно затемнённые очки, когда хотим посмотреть на солнце и не ослепнуть. Но этот защитный механизм снижает не только внешнюю чувствительность, но и затормаживает мозговую деятельность, постепенно активизируя её в течение трёх месяцев после прекращения воздействия яда.

Общеизвестно, что 95% населения привыкло употреблять спиртное хотя бы по праздникам, следующим один за другим чаще чем раз в три месяца. А посему, тот, кто хочет заменить концепцию управления государством, для начала советует правителю ввести «сухой закон». Народ снимает с себя «розовые очки» и смотрит незамутнённым взглядом на окружающую действительность. Понимая, что что-то пора менять, сносит властную надстройку и получает от новых избранных привычные светофильтры.

Справедливости ради стоит сказать, что «осушение» населения является необходимым условием, но основным спусковым крючком процесса смены существующего режима, как правило, является голод, включающий основной наш инстинкт – самосохранение. Заглушить эту программу бессознательного поведения с уровня сознания человек может лишь при условии уже выполненного им инстинкта продолжения рода – рождения потомства.

И если о вытрезвительной кампании очередной император старается лишний раз не напоминать, то следы голодомора остаются надолго, как свидетельство бездарности предшественника.

Летописи не сохранили имени советника Годунова, но царствование Бориса ознаменовалось начавшимся сближением России с Европой и перенесением западной культуры на русскую землю. Не было прежде у нас государя, который столь благоволил бы к иностранцам, как Годунов, приглашавший иноземцев на службу, где они получали должности, хорошее жалование и земли с крестьянами. А затем на Русь пришла беда – недород и голод, продолжавшийся три года, взвинтивший цену хлеба в сто раз. И началась смута:


Миниатюра Аристарха Дыдыкина о крестьянском восстании атамана Хлопка в 1603 году, вызванном великим голодом 1601-1603гг. – ещё один предмет коллекционирования – лаковая роспись по дереву из селения Палех Ивановской области России

 

Ну а голод 1921-1923гг. оставил свой след на почтовых марках разных республик, возникших из осколков российской монархии, сложившихся затем в Советский Союз. Если у вас есть такие марки, вы можете продать их на АУКЦИОНЕ:

 

Разумеется, то, что в 1988-1994 годах называлось «товарным дефицитом», сопровождавшееся продажей основных продуктов питания по талонам, голодом назвать нельзя. Но инстинкты проснулись и сажать картошку отправились учёные, инженеры, рабочие, врачи, преподаватели, словом – все городские, чему немало поспособствовало распространение садово-огороднических товариществ при всех крупных населённых пунктах страны:

Серия из 7 марок «Сельскохозяйственные культуры СССР» СССР 1964, Michel:2922-2928, Загорский:2971-2977, Соловьев:3063-3069

Летом даже филателисты, посмотрев в своих коллекциях на марки со съедобными грибами и ягодами, поехали в близлежащие леса:

Серия из 5 марок «Грибы» СССР 1964, Michel:2983-2987, Загорский:3036-3040, Соловьев:3123-3127

Серия из 5 марок «Ягоды» СССР 1964, Michel:2996-3000, Загорский:3048-3052, Соловьев:3132-3136

А некоторые умудрялись держать у себя на балконах домашнюю птицу:

Серия марок «Домашние птицы» СССР 1990, Michel:6102-6104, Загорский:6158-6160, Соловьев:6223-6225

 

Но всё это – инъекция европейской культуры, «сухой закон», недоедание населения и последовавшие вслед за ними судьбоносные перемены в жизни страны, - всего лишь совпадения. Теорией они могли бы стать, если были бы сказаны Зевсом:

 

 

автор Ас Дорофеев, коллекционер