Как оформлялись коллекции
17 августа 2024
Рассказывая о досуге, практически не осветил тему оформления коллекций, а ведь процесс этот занимает у нас изрядно свободного времени. Не для того мы годами разыскиваем марку или монету, завершающую уже собранную серию, чтобы вложить её в альбом, а его поставить на полку и забыть.
Инстинкт, заставляющий павлина раскрывать неземной красоты хвост, подталкивает каждого к демонстрации своей уникальности.
А, поскольку, искусство узнавать по глазам внутреннее содержание практически утрачено в современном мире, мы стремимся индивидуализировать собственную форму, будь то модная сегодня татуировка, экзотический домашний питомец, необычная архитектура дачи и, конечно, стильно оформленная коллекция.
Понимая, что людей, обладающих талантом художника и каллиграфическим почерком, мало, а услуги типографии и вовсе недоступны обычному гражданину, помогать начинающим филателистам стала немецкая компания Schaubek ещё на заре стандартизации почтовой службы в позапрошлом веке.
Марок в те далёкие времена выпускалось ограниченное количество, ибо доставка корреспонденции была обезличена лишь в немногих странах. Остальные государства пользовались в основном услугами персональных курьеров.
Правда, везли эти гонцы не еду из ближайшего трактира, а письма, предназначенные для чтения и опечатанные застывшим воском или сургучом, с монограммой отправителя, выдавленной специальным перстнем.
Символика печатей – тема непростая, достойная отдельного повествования, отложим её на потом.
А пока, не знаю, как выразился бы мой прапрадед – станционный смотритель, узнав, что столь важная государева служба превратится в приработок для студентов, а бывший руководитель огромной страны станет рекламировать развозимую ими пиццу, чтобы отметить своё 80-летие за границей.
Посетовал бы, наверное, что увеличение технической вооружённости с каждым днём приводит ко всё большему измельчанию человека.
Хотя кое-какие плюсы в развитии технологии всё же есть.
Во-первых, осваивать любую новинку берутся сразу несколько человек. Большинство пытается сотворить себе капитал, а некоторые делают это из обычных павлиньих соображений.
Идею Schaubek-а в Германии подхватили издательства «Gebrüder Senf, Leipzig» и «Schwaneberger-Verlag». Кстати, последнее больше известно нам по каталогу Michel.
Собственно, печатавшиеся ими поначалу альбомы и были неким подобием ежегодных каталогов, содержавших изображения марок, сгруппированных по странам и учитывающих даже короткие выпуски временных властей тех или иных регионов.
Вот, к примеру, альбом-каталог за 1919 год и его страница, посвящённая России времён Первой мировой и Гражданской войны:
Если присмотреться, то слева и справа в нижнем ряду можно увидеть сразу две иллюстрации к весьма непрозрачной истории с крыльями двухглавого орла, неоднократно менявшими форму и направление за последние 500 лет российской государственности:
Разгадывать этот ребус станет ещё интереснее узнав, что слева изображена марка Западной добровольческой армии, составленной из 40 000 немцев и 15 000 русских, а справа – Северной армии, формирование которой начиналось с двухтысячного английского десанта, высадившегося летом 1918 года в Архангельске и частей французского иностранного легиона.
А на следующей странице есть даже марка карликового государства Северная Ингрия, просуществовавшего всего семнадцать месяцев в нескольких деревушках на Карельском перешейке, и марка, выпущенная одной из воюющих сторон на территории Северной Латвии летом 1919 года:
Шли годы, государства перенимали друг у друга или недруга опыт и совершенствовали свои почтовые службы.
Количество марок, выпускавшихся в мире, увеличилось настолько, что филателистические издательства стали печатать отдельные альбомы для каждой страны.
Следует отметить, что в старину марки наклеивались прямо на альбомный лист, затем через небольшую бумажную полоску, но оба варианта не позволяли сохранить их в первозданном виде, затрудняли обмен и создание тематических подборок из марок разных стран и лет, хранящихся в отдельных альбомах.
Альбом для советских марок, напечатанный артелью «Коммуна Труда» в 1948 году, содержал подробнейшую инструкцию по наклеиванию марок, да и по отклеиванию тоже.
Ведь дети в ту пору начинали приобщаться к коллекционированию, разглядывая и вырезая марки с письменных конвертов и бандеролей, полученных от дальних родственников.
Те же, у кого кто-то из близких работал в секретариате или канцелярии предприятия, становились источниками богатого филателистического материала со всей страны, а иногда и зарубежья, ибо договоры в эпоху, предшествовавшую появлению факсимильной связи и электронного документооборота, часто заключались с приложением к ним так называемых протоколов разногласий, неоднократно пересылаемых сторонами друг другу.
Особо предприимчивые и неглупые ребята даже играли в шахматы по переписке, развивая навыки чтения и логического мышления, заодно пополняя свои коллекции.
Вторым по значимости технологическим новшеством, изменившим подход филателистов к оформлению своих коллекций, стало изобретение клеммташей – карманчиков из прозрачной ацетатной пленки и окрашенной бумаги (от нем. Klemme, — зажим, Tasche — карман).
Практически в то же время появились и кляссеры (от фр. classeur, современное значение слова: «папка с отделениями» или «шкаф с секциями») – альбомы с несколькими прозрачными кармашками на странице, дополненные специальным футляром – шубером (от нем. Schuber, кстати, при правильном произношении, это вполне привычная нам Шуба), не дававшим листам сжиматься и деформировать марки.
С этого момента стало возможным не только собирать марки, но и составлять из них подборки на разные темы, не нарушая целостности клеевого слоя. Марка помещалась в клеммташе, а он, с помощью всё тех же наклеек, крепился на лист. Кляссер же использовался в основном для хранения.
А филателистические издательства стали предлагать коллекционерам не только альбомы, сгруппированные по странам и определённым временным промежуткам, как, к примеру, этот Schaubek:
Или такие наборы листов, выпускавшиеся Центральным филателистическим агентством «Союзпечать»:
Любителям сэкономить время предлагались готовые подборки по наиболее популярным темам - «Космос», «Чемпионат мира по футболу» или приуроченные к очередной годовщине со дня рождения знаменитого живописца:
Ну а те, кто, как мой отец, хотели сделать своё собрание уникальным, могли воспользоваться чистыми листами, составляя композиции из марок с диковинными рыбами и невиданными зверями, заморскими бабочками и птичками, следуя какой-то внутренней логике, отражающей путь, пройти по которому только мечталось:
Создавалась подобная коллекция для себя и, как правило, не выставлялась на всеобщее обозрение. Ведь посторонним требовались пояснения, а их не всегда можно было дать в доступной для каждого формулировке.
Помочь в решении этой проблемы отчасти смогло ещё одно чудо современной техники – персональный компьютер с принтером.
Появилась возможность извлекать из уже оформленных альбомов и кляссеров иллюстративный материал, размещая его в нужной для освещаемой темы последовательности, а затем быстро снабжать его текстом, сориентированным на определённых зрителей.
К примеру, при подготовке экспозиции ко Дню космонавтики, рассчитанной на школьников, в надежде заинтересовать кого-то из них и будучи ограниченным размерами небольшой витрины, мне пришлось перебрать не только марки, но и открытки с конвертами:
Вот такой получился исторический экскурс, познакомившись с которым, возможно, кто-то вспомнит своего прапрадеда - машиниста царской железной дороги и, прикупив несколько чистых альбомных листов с набором клеммташей, станет оформлять семейную реликвию - коллекцию марок с изображениями транспортных средств, начиная с дореволюционных паровозов и заканчивая космическими кораблями.
Впрочем, выбор темы – дело сугубо индивидуальное.
Ас Дорофеев, коллекционер