Муза
7 марта 2024
Вот и наступил очередной женский день, отмечающийся во многих странах мира уже второе столетие.
Но рассказывать об истории возникновения этого праздника – занятие довольно скучное.
Ведь, как уже упоминалось в статье о Дне защитника Отечества, «любая новая идеология-религия не отменяет устоявшихся народных обычаев и празднеств, связанных со способами добычи пропитания и ведения хозяйства большинством населения, а приспосабливает под свои цели, легендируя их более или менее удачно».
На мой взгляд, уходить в глубь веков ради выяснения материальных основ, выражавшихся в том или ином отношении к женщинам в разные эпохи, - удел учёных, пытающихся накропать пару строк для получения очередного гранта или докторской диссертации.
Нам же предстоит уловить что-то недоступное измерению и подсчёту, но всё же присущее каждой представительнице прекрасного пола.
И помочь понять это нечто мы сможем на примере одной особы, разглядывая её изображения, созданные знаменитыми живописцами прошлого столетия, и перечитав перед этим статью «Человек и его двойники».
Звали её Дина Верни, в девичестве Айбиндер (1919-2009гг.).
Когда ей было пятнадцать лет, на неё обратил внимание выдающийся французский скульптор Аристид Майоль, переживавший в то время творческий кризис. Лицо и фигура Дины предстали перед Майолем как материализовавшиеся образы дев, придуманные и созданные им ранее.
Это было каким-то знаком свыше и, пробудившееся в нём вновь вдохновение привело к созданию очередных шедевров. В течение 10 лет Дина была его моделью, увековеченной в десятках картин, рисунков и скульптур (Гора, Воздух, Река и других).
Позировала Дина и другим замечательным художникам. «Последний из импрессионистов» Пьер Боннар запечатлел её одной из своих «Обнажённых».
А видный представитель фовизма (течение в живописи французского постимпрессионизма начала XX века) и кубизма (течение в западноевропейском искусстве, связанное с концепциями модернизма, в основном характерное для французской живописи и скульптуры) Рауль Дюфи изобразил Дину в целой серии своих акварелей.
И в некоторых картинах одного из главных европейских художников периода модернизма Анри Матисса, разработавшего технику составления изображения из обрезков бумаги, легко угадывается силуэт этой натурщицы.
Примечательно, что в годы Второй мировой войны Дина Верни принимала активное участие в движении Сопротивления, занимаясь переправкой беженцев через Пиренеи в Испанию, за что дважды арестовывалась, сначала французской полицией, а затем гестапо.
Однако, было в этой очаровательной «русской еврейке» из Бессарабии нечто, заставившее любимого скульптора Гитлера - Арно Брекера не побояться и вытащить её в конце 1943 года из застенков после шестимесячного заключения.
Но Верни привлекала внимание творческих людей не только совершенством своего тела. Она была умна, хорошо образована и прекрасно разбиралась в искусстве, обладая тонким художественным чутьём.
После смерти Майоля в 1944 году Дина получила по завещанию его дом, картины и скульптуры. Доставшееся ей по наследству богатство Верни вложила в организацию галереи в Париже.
Посетив СССР в 1959 году, Дина Верни начала приобретать работы непризнанных советских художников, а в 1973 году устроила в своей галерее первую на Западе выставку русского авангарда, где среди прочих были картины Михаила Шемякина – автора современной постановки балета «Щелкунчик».
И, конечно, рассказ об этой музе (с древнегреческого μουσα — песнь, пение), воспетой многими живописцами, будет неполным без упоминания того факта, что Дина была собирателем автографов известных писателей и художников, старинных конных экипажей, а её коллекция антикварных кукол признана одной из лучших в мире прежде всего по своему художественному уровню.
Свою страсть к коллекционированию она объясняла так: «Моя любовь и понимание предметов началось… со знакомства с сюрреалистами. Именно они открыли мне глаза на многое в жизни. Я полюбила «ненужные», «непрактичные» вещи, и во мне проснулся мечтатель, потому что настоящий мечтатель – это и есть сюрреалист. Меня стали привлекать необычные, странные предметы, а также просто красивые. Я их вижу, как живых, одушевлённых существ, и куклы в этом смысле – очень важны для меня, это на самом деле целый мир. Достаточно сказать только, что нет такого житейского предмета, который бы не был воспроизведён в кукольной миниатюре. Причём с мастерством, игрой и вкусом, которым можно позавидовать!»
Именно Верни во многом поспособствовала тому, что кукольная миниатюра стала рассматриваться в качестве настоящего произведения искусства и экспонироваться в серьёзных музеях.
Но и это ещё не всё. Постепенно выкупая с 1955 по 1985 годы старинный особняк в Париже и, продав в 1995 году с аукциона часть своей любимой коллекции, после двадцати лет реставрации Дина открыла частный музей искусств Майоля, где были выставлены не только работы этого художника, но и его друзей – Пикассо, Руссо, Матисса, Дега и Кандинского.
Вот так. Терпеливо дочитавшим до этих строк представительницам нашего клуба коллекционеров хочу сказать, что
Сегодня женщине всё можно:
в размере чувства, лепой красоте,
в движенье можно, если осторожно,
слегка в безделье и еде,
невесте, мужней бабе можно,
девице, девочке, вдове,
в космическом пространстве можно,
на суше, в воздухе, в воде!
Ну а мужественным одноклубникам напомню куплет из песни одного самодеятельного исполнителя, перефразировавшего стихотворение Роберта Рождественского:
«Желанная женщина – это как песня,
спой её, грусть твоя сразу пройдёт,
а тот, кто с песней по жизни шагает,
тот никогда и не где не пропадёт.»
Ас Дорофеев, коллекционер